О чем говорит снижение международного рейтинга российских университетов

О чем говорит снижение международного рейтинга российских университетовОбратимся к методике расчета позиций ВУЗов в двух наиболее авторитетных международных рейтингах. Об этом можно подробнее прочитать здесь The Times и здесь QS, мы же просто обратим ваше внимание на отдельные пункты.

Одним из важных показателей качества образования при расчете рейтинга считается соотношение количества студентов и преподавателей, поскольку предполагается, что от этого зависит размер учебных групп и, соответственно, индивидуальное внимание преподавателя к каждому студенту. Сокращение числа преподавателей в университете, как и увеличение набора студентов при том же количестве преподавателей, позволяет российскому ВУЗу платить зарплату имеющимся сотрудникам или принимать на работу более квалифицированных, но неизбежно ведет к ухудшению показателей в рейтингах.

В условиях слабого финансирования участие ученых в международных конференциях становится практически невозможным. Ученые также не имеют средств на то, чтобы оплатить свою поездку самостоятельно. Поэтому снижается и показатель международной интеграции, и важнейший параметр — индекс научного цитирования, поскольку ослабевают международные научные связи. Возможно, пока это для кого-то и не очевидно, но наука в современном мире не может развиваться в замкнутом пространстве, тратя время и, кстати, средства на самостоятельную разработку того, что давно изобретено, страна все больше отстает от мирового научного сообщества. Ущербность такой изолированности еще и в том, что многие технологии уже протестированы в других странах и признаны неперспективными либо давно устарели, и вместо них изобретено что-то более современное, мы же должны будем убедиться в этом сами, потратив средства и время, которое в науке тоже на вес золота, на заведомо бесполезную работу. Утешая себя тем, что отрицательный результат — тоже результат, хотя это так и есть, мы не только не завоевываем более высокие позиции в науке, но и теряем имевшиеся, обрекая себя на повторение пути, который уже кем-то пройден. Существенная разница — делать собственные ошибки или повторять чужие.

Рейтинг The Times учитывает также финансовую составляющую. Если коротко описать ее суть, средства, полученные университетом за исследовательскую и научную работу, составители этого рейтинга считают показателем перспектив развития. Наверное, нет необходимости говорить, что с финансированием университетской науки как государством, так и коммерческими компаниями, заинтересованными в конкретных направлениях исследований, дела у нас обстоят не лучшим образом. Кроме того, средства выделяются если и в том же объеме, но, разумеется, в рублях, поэтому, с точки зрения международного рейтинга, сократились ровно на столько, на сколько понизился курс рубля.

Описанные выше параметры, по которым определяется место университета в международном рейтинге, безусловно, важны, и самым непосредственным образом влияют на качество образования в учебном заведении. Но самым важным показателем для будущего студента, принимающего решение о том, где именно учиться, является другой показатель — мнение работодателей. Ведь именно работодатель решает, какой специалист, с дипломом какого ВУЗа ему нужен. Многие учебные заведения, известные в профессиональной среде высоким качеством подготовки студентов, занимают невысокие места в этих рейтингах или вообще не могут в них попасть из-за своей узкой специализации и небольших размеров, что признают и сами составители рейтингов. По этой причине, если вы руководствуетесь международными рейтингами при выборе университета, рекомендуем рассматривать прежде всего именно этот показатель. Публикуемые на официальных сайтах результаты рейтингов позволяют сортировку позиций по отдельным параметрам.

Россия — не бедная страна. Не вникая в подробности, откуда что и у кого берется и куда девается, просто вспомним, что природные богатства приносят стране приличный доход даже в условиях мирового падения цен на нефть. Но расходы государства на сферу образования — дело государства, а собственное образование — прежде всего личное дело каждого человека, в любой стране. Используя возможности самообразования, например, с применением современных средств коммуникации, стремясь к постоянному развитию, что, безусловно, требует усилий и настойчивости, можно повышать свой уровень и оставаться в курсе самых современных научных открытий.

Поделиться
Share