Гении, объединяйтесь

pisaВ настоящее время в школе, несмотря на то, что формально ученики объединены в группы и классы, учатся они индивидуально, и в конце учебного года получают оценку только собственных, индивидуальных успехов. Однако, чем более взаимозависимым, взаимоинтегрированным становится мир, тем больше нужны ему специалисты, не только обладающие профессиональными знаниями и навыками, но способные работать совместно, в соавторстве.

Проведенная PISA глобальная оценка навыков совместного решения проблем показала интересные результаты, а также выявила некоторые зависимости и связи.

Как и следовала ожидать, ученики, показывающие лучшие результаты в чтении и математике, как правило, лучше и в совместном решении проблем, поскольку они владеют навыками оценки информации, рассуждений, выводов. Ученики стран, показывающих в чтении и математике наивысшие результаты, это Япония, Корея и Сингапур в Азии, Финляндия и Эстония в Европе и Канада в Северной Америке, также оказались лучшими в совместном решении проблем.

Но есть страны, показавшие отклонения от этой закономерности. Оказалось, что успехи в совместном решении проблем только на две трети можно объяснить индивидуальными когнитивными навыками каждого отдельного ученика. Японские школьники имеют хорошие результаты в чтении и математике, но результаты в совместном решении проблем у них еще выше. Ученики из Китая сильны в математике и науках, при этом результаты по совместному решению проблем у них весьма средние.

Когда PISA оценивала индивидуальные навыки решения проблем в 2012 году, мальчики лидировали в большинстве стран. В отличие от этого, в 2015 году оценка совместного решения проблем, девочки опередили мальчиков в каждой стране

В Великобритании этот гендерный разрыв составляет 34 пункта, один из самых больших среди стран.

Эти результаты отражают отношение учеников к сотрудничеству: девушки в этом смысле более позитивны, они, как правило, больше интересуются мнением окружающих. С другой стороны, мальчики с большей вероятностью увидят практические преимущества совместной работы и то, как сотрудничество может помочь им работать более эффективно.

Опрос учеников о том, как часто в классе они проводят совместные практические эксперименты, обсуждают научные вопросы, проводят дебаты и исследования, показал, что учащиеся, давшие положительный ответ о взаимодействии во время уроков с другими учениками, в оценке навыков совместного решения проблем закономерным образом получили более высокие результаты. Учитель может способствовать созданию в классе климата, благоприятного для сотрудничества, побуждать к совместному решению задач, выбирая соответствующие формы проведения урока.

Отношение к совместной работе неразрывно связано с обстановкой в классе. Также на результаты оказывает социально-экономический профиль школ и учащихся. При этом, если атмосфера в классе позитивная, способствующая совместной работе, результаты учеников будут выше даже при неблагоприятном социально-экономическом профиле. Напротив, там, где ученики сообщают о фактах оскорблений, насмешек, оценка по совместному решению проблем ниже даже при материальном благополучии. Интересно также, что ученики из малообеспеченной среды лучше понимают важность совместных усилий. Они чаще сообщают, что командная работа повышает их эффективность, что они предпочитают работать как часть коллектива, считают, что команда принимает лучшие решения, чем отдельные люди. Школы и педагоги, которые смогут сделать процесс учебы коллективной задачей, будут способствовать вовлечению в процесс учеников, по какой-либо причине находящихся в неблагоприятном положении. Данные исследования показали, что неоднородный состав класса может способствовать выработке навыков совместной работы.

Образование – это не только школа, у учеников должны быть развиты социальные навыки.

Сопоставление результатов тестов и данные опросов родителей показало, что результаты по совместному решению проблем выше у учеников, родители которых интересуются школьными делами своего ребенка.

Было бы странно, если бы в исследовании не была предпринята попытка связать результаты учеников и Интернет. Так как же влияет всесильная сеть на успехи школьников?

PISA показывает, что ученики, которые играют в видеоигры, имеют в среднем более низкие результаты, чем ученики, которые не играют в видеоигры, и этот разрыв остается значительным даже после рассмотрения социальных и экономических факторов, а также результатов по науке, чтению и математике.

В то же время, невозможно отрицать, что доступ к Интернету, общение в чате или социальные сети, способствует развитию навыков общения и  эффективной совместной работе.

Социальные навыки становятся все более важными для успешной личности в современном мире. Для выработки этих навыков необходим систематический подход. Академические знания не приведут автоматически к социальным навыкам. Для этого необходимо создать условия обучения, которые помогут выработать у учеников навыки совместного решения проблем, организовывать социальные мероприятия для укрепления конструктивных отношений между учениками.

Поделиться
Share