Успеть за 250 часов

Успеть за 250 часовНи одни курсы не могут гарантировать, что за какое-то количество часов занятий ученик достигнет конкретного результата, то есть сдаст тест на балл, дающий право на сертификат об уровне знаний по международной шкале CEFR. Курсы могут выдавать свидетельства, фактически просто подтверждающие, что ученик у них учился какое-то время, никакого значения такие свидетельства не имеют, поэтому рассматривать мы их не будем, речь пойдет только об уровнях владения языком в соответствии со шкалой Совета Европы. Серьезные учебные заведения не выдают сертификаты за факт посещения занятий, только за реальный уровень знаний, определяемый по результатам тестирования. Для разных учеников результат курса с одинаковым количеством часов может отличаться, это верно для изучения иностранного языка в той же мере, как и для изучения любого другого предмета.

И все же существуют некоторые ориентировочные рекомендации о том, сколько часов занятий необходимо для достижения определенного уровня знания языка. В основе этих рекомендаций лежит методика преподавания, план занятий. То есть за определенное количество часов преподаватель изложит необходимый материал, который ученики предположительно освоят на уроках и закрепят, выполняя домашние задания. Тема может быть усвоена учеником недостаточно хорошо, если он пропускает занятия, не делает домашнюю работу, стесняется задавать вопросы учителю, когда ему что-то непонятно. И вот какая картина складывается:

  • A1 — уровень выживания — 60 академических часов
  • A2 — предпороговый уровень — еще 120 академических часов
  • B1 — пороговый уровень — еще 180 академических часов

То есть для достижения уровня A2 с нуля нужно 60+120=180 академических часов.

Цифры обобщены из разных источников, они могут отличаться как в большую, так и в меньшую сторону, в основном, в зависимости от изучаемого языка, от родного языка ученика и от того, какие еще иностранные языки он изучал. Немного отступая от темы, отметим, что существует шкала сложности изучения иностранных языков для учеников с различными родными языками, поэтому количество часов для освоения определенного уровня может быть различным для учеников из разных стран.

Сделав скидку на то, что изучение иностранных языков в школе проходит в больших группах, и группы эти имеют тенденцию к увеличению в последние годы, все же можно утверждать: уровня A2 за 250 часов достигнуть можно.

Что такое уровень A2?

Уровень  A2 означает, что учеником освоены базовые навыки коммуникации на иностранном языке. Ученик понимает предложения и часто наиболее часто употребляемые выражения на основные бытовые и жизненные темы, может рассказать о себе, своей семье, работе; может общаться в форме простого диалога на повседневные темы, такие как покупки, природа и погода, самочувствие, путешествия. На наш взгляд, это не мало. Словарный запас еще невелик, но ученик знаком с принципами словообразования, построения предложений и может объясниться на бытовые темы.

Как вы уже, наверное, догадались, эта статья навеяна выступлением министра образования Ольги Васильевой, назвавшей преподавание второго языка в школе профанацией. Согласимся с министром, в большинстве случаев это именно профанация и есть, очень точное слово, более того, зачастую профанацией является и преподавание основного иностранного языка, но причина вовсе не в количестве часов. Уровень учителей иностранного языка катастрофически низкий. Проблема не в программе, не в методике преподавания, все еще хуже — учителя иностранными языками владеют слабо. Стоило бы ввести тестирование не только для учеников, но и для учителей, направлять педагогов на курсы повышения квалификации. Подобные мероприятия существуют, например, для врачей.

Мы никоим образом не хотим осудить или обидеть школьных учителей. Учитель —благороднейшая, имеющая огромное значение для общества и, к сожалению, не слишком высоко оплачиваемая профессия. Однако это не противоречит тому, что преподаватель прежде всего должен хорошо знать собственно предмет преподавания.

Часов на астрономию не жалко, это чрезвычайно интересный и нужный предмет, все естественные науки формируют понимание окружающего мира, вызывают интерес к получению дальнейших знаний, развивают аналитическое мышление. Однако наилучшим решением было бы не гонять часы туда-сюда, а повышать уровень учителей. Повышение качества преподавания приведет и к повышению уровня образования, а в профанацию можно превратить преподавание любой дисциплины независимо от количества отведенных часов.

Если вы или ваш ребенок изучаете иностранный язык, обязательно контролируйте результат. Хорошие (как, кстати, и плохие) оценки в школе, похвала репетитора, к сожалению, не несут объективной информации. Регулярно, примерно после каждых 50—60 часов занятий, проходите тест, вариантов онлайн-тестов множество. В случае отсутствия прогресса стоит задуматься о смене преподавателя или курсов.

Поделиться
Share